Холокост XXI. Прелюдия.
Сектор Газа, что это?
Этот район всегда играл важную стратегическую роль в истории благодаря своему пограничному положению: на дорогах, ведущих из Эрец Исраэль в Египет это последний плодородный участок, за который велось множество войн.
Газа представляла собой ворота Эрец-Исраэль для всякого, кто шел в страну из Египта кратчайшей дорогой, через "Филистимскую землю", то есть средиземноморским побережьем Синая. Армии использовали прибрежную полосу Газы как трамплин для вторжения в Эрец Исраэль, начиная с фараона Сета I в XIII веке до н.э. до Наполеона в 1799 г.
Следуя завоевателям древности, генерал Алленби пытался прорвать здесь турецкую оборону в 1917 году. В конце концов ему удалось добиться решающего успеха южнее, поскольку турецкие укрепления в Газе, на самом естественном направлении британского удара, выдержали несколько безрезультатных атак.
В древности район был заселен филистимлянами - пришельцами с островов Эгейского моря, захватывавшими обширные земли в приморских районах Эрец-Исраэль и в других частях Восточного Средиземноморья. По названию одного из филистимских племен окрестности Газы и часть Синайского полуострова именуются в Библии "кретийским Негевом" (в отличие от "Негева иудейского", "арадского" и др.). Главным городом сектора, по которому он и назван, и в исторические времена, и сегодня является город Газа (Аза).
Город этот многократно упоминается в Библии, впервые еще в книге Бытие (10: 33). Современный город отстроен после Первой Мировой войны, когда старая Газа была практически полностью стерта с лица земли англичанами. Сухопутная Газа, та самая, в которой Самсон Назорей обрушил здание на себя и филистимлян (Судей 16: 1-31), находилась в месте, сегодня называемом Али эль-Мунтар. В главе 15-й книги Бытия Газа включена в границы Эрец Исраэль. В Книге Йегошуа (15: 47) и в Книге судей (1: 18) о Газе говорится как о части надела колена Йегуды. При царе Соломоне Газа входила в границы государства.
В Газе жил каббалист рабби Авраам Азулай, автор знаменитой книги "Хесед ле Авраам" Во второй половине XVII века город прославился как родина духовидца Натана автора "Седер Ту би Шват" - церемонии для праздничной трапезы в Ту би Шват, "пророка из Газы", одного из ближайших сподвижников лжемиссии Шабтая Цви.
Отвечая на вопрос, означает ли проживание в Газе исполнение заповеди заселения Эрец Исраэль, знаменитый раввин Яаков Эмден в книге "Мор У-Кеция" писал: "Газа и окрестности, без сомнения, считаются частью Эрец Исраэль. Нет никакого сомнения, что заселение Газы означает выполнение заповеди, как и в любой другой части Эрец Исраэль".
В 1929 году еврейское население покинуло Газу, сметенное той же волной арабского террора, которая уничтожила древнюю общину Хеврона. Позже, в середине 40-х годов, когда сионистское руководство одобрило план активного освоения Негева, в южной части сектора Газы, вблизи Хан-Юнеса, было создано поселение Кфар-Даром. Во время Войны за независимость в 1948 году, через прибрежную полосу Газы на Тель-Авив наступали египетские войска. Выйдя из Газы, египтяне вскоре достигли Явне и Ашдода, остановившись всего в 15 милях от Тель-Авива. Они разрушили еврейские кибуцы Ницаним и Яд Мордехай. Несмотря на героическую защиту, Кфар Даром был также разрушен, и восстановлен лишь в 1970 году, после освобождения этого района израильской армией в результате победы в Шестидневной войне.
Раскопки, проводившиеся здесь в 60-70-х годах, обнаружили древнюю синагогу талмудического периода. Это самая большая синагога, найденная в Израиле, ее площадь составляла более 800 кв. метров. На ее мозаике была изображена фигура царя Давида в виде Орфея.
Среди крупных городов сектора стоит отметить Рафиах, находящийся в его южной части. Со времен Мишны и Талмуда и вплоть до крестоносцев население Рафиаха было еврейским. Во время боев крестоносцев с мусульманами город и его население были уничтожены полностью.
Шестидневная война завершилась сокрушительным поражением арабов, и сектор Газы, вместе с Синайским полуостровом, Иудеей, Самарией и Голанским плато оказался под контролем Израиля. Накануне Войны за независимость (1948 г.) в секторе Газы проживало около 70 тыс. арабов. После войны, когда в этом районе было создано несколько крупных лагерей для арабских беженцев, покинувших территорию Израиля, арабское население сектора увеличилось и ко времени Шестидневной войны (1967 г.) оно составляло порядка 350 тыс. человек.
Высокая террористическая активность района, была сломлена в 1970-1971 гг., когда Ариэль Шарон, возглавляя Южный военный округ, провел серию эффективных операций против местной инфраструктуры террора.
10 июня 1967 года, министр обороны США приказал генштабу США представить "профессиональную оценку, вне зависимости от политических факторов, о том, какую минимальную территорию Израиль должен сохранить за собой, дабы обеспечить эффективную оборону от нападений арабских государств и вторжений террористов". Через 10 дней генштаб представил отчет, в котором говорилось, что Израиль должен оставить за собой большую часть Голанских высот, Иудею, Самарию и весь сектор Газы. О стратегическом значении Газы генштаб написал: "Оккупировав сектор Газы, Израиль сократит враждебную границу с 45 миль до 8. Благодаря своему географическому положению и конфигурации, сектор служит удобным трамплином для вторжения арабских армий и террористической деятельности. Поэтому его удержание необходимо для создания израильского военного превосходства".
В ходе мирных переговоров с Египтом (1977-78 гг.) израильское правительство было готово вернуть полосу Газы под контроль Каира, но Анвар Садат не проявил интереса к этому предложению. Население сектора стремительно увеличивалось благодаря исключительно высоким темпам рождаемости, и у египтян были причины надеяться на то, что этот демографический потенциал сработает против Израиля. Тем временем в секторе Газы на пустующих землях появилось значительное число израильских поселений. Сегодня это покажется странным, но в шестидесятые годы и в первой половине семидесятых главной политической силой, выступавшей за поселенческое освоение данного района, была партия "Авода".
Вполне характерным для своего времени является высказывание Игаля Алона, сделанное в 1968 году, когда правительству был предложен план создания Нецарим: "Строительство поселений в секторе Газы будет иметь важнейшие последствия для политического будущего данного района. Нам необходимо рассечь эту полосу к югу от города Газа израильским поселенческим клином".
К концу 70-х годов в секторе Газы было создано десять еврейских поселений. Туда же были "перенесены" некоторые населенные пункты с отданного Египту Синая. Сегодня в двадцати еврейских поселениях сектора Газы проживает порядка 7,5 тыс. человек, большая часть которых сосредоточена в районе Гуш-Катиф.
С подписанием соглашения "Осло" в сентябре 1993 года арабы получили именно то, что им было нужно: жесткую политическую увязку урегулирования в обеих частях "автономии", вкупе с невероятным израильским обязательством о создании транспортного коридора между ними. На первом этапе реализации "Осло" принцип "Сначала Газа" обзавелся довеском ("и Иерихон"), за которым последовали остальные арабские города Иудеи и Самарии, вместе с прилегающими к ним территориями. В самой Газе было при этом реализовано следующее решение: основная часть сектора сразу же отошла под полный контроль новообразованной администрации во главе с Арафатом. Пятнадцать еврейских поселений, расположенных на южном участке побережья, вблизи Хан-Юнеса и Рафиаха, составили отдельный анклав Гуш-Катиф, оставшийся под израильским контролем (13 км с севера на юг, от 3 до 4 км с востока на запад). За пределами этого анклава осталось поселение Кфар-Даром, расположенное в двух с половиной километрах к северу от перекрестка Катиф. Еще одно изолированное поселение Нецарим находится в центральной части арабского сектора, между городом Газа и четырьмя лагерями беженцев (Нусейрат, Эль-Бурейдж, Дир эль-Балах, Мугази). На севере сектора три израильских поселения - Дугит, Нисанит и Элей-Синай - примыкают к "зеленой черте", составляя отдельный блок с преимущественно светским населением.
По изначальным условиям соглашения основное шоссе, проходящее через всю территорию сектора Газы с севера на юг, следовало оставить открытым для еврейского транспорта, но с уходом израильских войск в 1994 году здесь почти сразу же сложилась ситуация, при которой сообщение с анклавом Гуш-Катиф осуществляется только через КПП "Кисуфим". На главной продольной дороге Израилем контролируются два с половиной километра от перекрестка Катиф до поселения Кфар-Даром, без которых обойтись никак невозможно. Дорога, ведущая в Гуш-Катиф от КПП "Суфа", через поселение Мораг, закрыта для поселенцев. Сообщение с Нецарим осуществляется через КПП "Карни" посредством бронированных автобусов, грузовиков "сафари" и сопровождаемых армейским конвоем колонн легкового транспорта. Северные поселения сектора - Дугит, Нисанит и Элей-Синай - находятся в преимущественном положении за счет своей близости к "зеленой черте". Точная численность арабского населения сектора Газы никому не известна. По приблизительной оценке, в секторе Газы проживает сейчас порядка 1,2 млн. человек. Арабы публикуют более высокие цифры (1,4 млн. в 2003 году), но их достоверность сомнительна. Как бы то ни было, плотность населения в данном районе, рассматриваемом как отдельная политическая единица, безусловно, является рекордной: свыше 3 тыс. человек на один квадратный километр.
Арабское население сектора живет в значительной степени контрабандой. Исключительно велика доля жителей Газы, занятых во всевозможных бюрократических и, главным образом, силовых структурах арафатовской администрации. Средства для этого обеспечиваются за счет перечисления экспортно-импортных пошлин Израилем, международной помощи, узаконенных комиссионных с любого экономического проекта на территории автономии и тайных доходов Арафата от криминального бизнеса (например, торговли наркотиками через систему транзита, использующую ресурсы террористических организаций в Ливане).
Израиль снабжает сектор Газы водой, электроэнергией и стройматериалами. Через территорию Израиля в Газу доставляется значительная продовольственная помощь международных гуманитарных организаций. Тысячи жителей сектора работают в промышленных парках, построенных на израильские средства у КПП "Эрез" и "Карни". Определенную часть арабов обеспечивает средствами к существованию ряд проектов развития, финансируемых Европейским Союзом. Число жителей Газы, работающих в Израиле и на сельскохозяйственных предприятиях района Гуш-Катиф, существенно сократилось в последние годы, но и этот источник доходов все еще играет заметную роль в экономике района.
Израиль покинул большую часть сектора Газы (порядка 85% его территории) в 1994 году, предоставив живущее там население собственной судьбе и любезной опеке Ясера Арафата. При наличии доброй воли арабы могли превратить полосу Газы в полигон созидания своего будущего, используя с этой целью щедрую международную помощь и израильские капиталовложения в строительство новых промышленных парков по периметру сектора.
Вместо этого они использовали дарованные им средства на создание инфраструктуры террора и содержание десятка спецслужб, тесно связанных с террористами. Оперативный контроль над сектором Газы и охрана его границ осуществляются дивизией ЦАХАЛа, составляющей постоянно отмобилизованную силу Южного военного округа. В состав этой дивизии входят пехотная бригада "Гивати", друзско-бедуинский Батальон рейнджеров пустыни ("Гдуд ха-сиюр ха-мидбари"), танковые и инженерные части, а также сменяющиеся подразделения резервистов. Территория сектора Газы окружена по периметру проволочными заграждениями, оснащенными сигнальной системой. Подразделения ЦАХАЛа, охраняющие границу сектора Газы, ведут бои с террористами и несут неизбежные потери, сдерживая огромный потенциал арабского террора. Внешний рубеж остается непреодолимым для террористов, однако внутри сектора Газы их активность блокировать не удается. Поселения района Гуш-Катиф постоянно подвергаются минометным обстрелам. Почти каждодневной нормой являются нападения на поселенческий транспорт, включая школьные автобусы. Кроме того, боевики ХАМАСа регулярно обстреливают территорию Израиля ракетами "Касам", достигающими города Сдерот и южных кварталов Ашкелона. В ходе операции "Защитная стена" ЦАХАЛ не осуществлял массированного вторжения в сектор Газы, благодаря чему силовые структуры арафатской администрации сохранили дееспособность в данном районе. Боевые организации исламистов, "Танзим" и прочая нечисть благоденствуют под их покровительством, подвергаясь опасности только в тех случаях, когда Израиль совершает воздушные или наземные рейды с целью уничтожения конкретных объектов инфраструктуры террора. Каждый такой рейд сопровождается воплями моралистов о недопустимости применения ВВС, тяжелой бронетехники и даже спецназа в густонаселенных районах. Применительно к сектору Газы, с ее практически повсеместной скученностью населения, эти лозунги имеют единственный смысл: призыв к безоговорочной капитуляции перед арабским террором.
Южная граница сектора Газы представляет собой участок израильско-египетской границы, находящийся под контролем ЦАХАЛа. Речь идет об узкой полосе патрулирования, так называемой "розовой зоне". Ее ширина едва достигает 50 метров, включая избитое шоссе (ось "Филадельфия") и контрольно-следовую полосу, простеленную вдоль проволочных заграждений, по периметру которых на значительном расстоянии друг от друга расположены израильские опорные пункты. Приграничная полоса является районом постоянной конфронтации между силами ЦАХАЛа и арабскими боевыми отрядами, ведущими отчаянную борьбу за важный источник доходов: контрабанду оружия, алкоголя, наркотиков, бытовых электроприборов и т.п. С этой целью арабы используются туннели, проводимые из Рафиаха на египетскую сторону границы с помощью компактных землеройных машин. Для вентиляции из подземного хода на поверхность выводятся специальные трубы, которые чаще всего незаметны израильским наблюдателям. Иногда в прорытых туннелях прокладываются рельсовые пути, по которым циркулируют небольшие вагонетки. Через туннели, пересекающие ось "Филадельфия" на глубине в 10-13 метров, в сектор Газы проникают эмиссары "Хизбаллы" и "Аль-Каиды", прошедшие обучение за границей террористы и целеустремленные проститутки из стран СНГ, не сумевшие получить израильской визы. Вынужденные добираться в Израиль через Египет, они бывают обречены на знакомство с подземным царством Рафиаха, хозяева которого взимают с заказчиков изрядную мзду за транзит. Считается, что строительство одного туннеля обходится арабским диггерам в $10 тыс.
Партия молдавского груза для массажных кабинетов Тель-Авива с лихвой покрывает эти расходы. Опорные пункты ЦАХАЛа в "розовой зоне" функционируют в блокадном режиме. Патрулирование между ними осуществляется с помощью бронетранспортеров, увешанных громоздкими листами дополнительной бронезащиты. Такими же средствами осуществляется снабжение опорных пунктов, к которым давно уже не подбирались обычные грузовики. В случае необходимости огневую поддержку осажденным израильским форпостам оказывают танки.
Арабские кланы, установившие свое господство в Рафиахе, ревниво относятся к незаурядным коммерческим возможностям, которые обеспечивает им контрабанда оружия и предназначенных для сбыта товаров. Время от времени проложенные под границей туннели обваливаются, размытые подземными водами, и тогда на глубине погибают застрявшие в них ловкачи. Иной раз обнаружить и разрушить туннели удается солдатам ЦАХАЛа. Именно этим объясняется особенно яростный характер израильско-арабских столкновений в Рафиахе и на всем протяжении "розовой зоны". Действующие в этом районе террористические банды борются за доходы от контрабандного бизнеса, которому пытаются воспрепятствовать подразделения ЦАХАЛа, охраняющие границу с Египтом.
Шимон Перес в 1988 году сказал: "Просто встать и выйти из сектора Газы было - бы ошибкой и скандалом. Это создаст хаос и ситуацию, подобную ливанской. Я бы не советовал предпринимать такой шаг".
Бывший глава партии "Авода", занимавший пост министра обороны в первом правительстве Шарона, Биньямин Бен-Элиэзер в 1993 году сказал: "Мне хотелось бы верить, что уход из сектора Газы может решить наши проблемы. Но он не решит ничего. Это будет только бегством от стоящей перед нами большой проблемы".
Еще в 1971 году Исраэль Галили сказал, что сектор Газы "имеет решающее значение для безопасности Израиля и никогда не будет отдан". В 2002 году Ариэль Шарон говорил: "Нецарим имеет такое же значение, что кибуц Негба и Тель-Авив. Эвакуация Нецарим только подстегнет террор и увеличит оказываемое на нас давление".
Бывший глава военной разведки, отдающий предпочтение левому лагерю, Шломо Газит, пишет: "Наш выход из Газы превратит ее в большой военизированный лагерь, в который широким потоком вливается оружие морским, сухопутным и даже воздушным путем. Он также станет плацдармом для самостоятельного производства оружия. Более того, эта капитуляция совершенно справедливо будет рассматриваться как несомненная победа палестинской вооруженной борьбы".
'Чтобы это не повторилось!'
Пресса, во время августовского трансфера, очень старательно нас убеждала, что Газа никогда не была домом для еврейского народа. Те, кто превратил в бомжей 9000 поселенцев, лишил их работы, надежды и гордости за свою страну, хотят опять дорваться до власти и повторить всё в гораздо больших масштабах. Они уже доказали - они не остановятся ни перед чем! Они станут стрелять в свой народ а не только давить его лошадьми. Их необходимо остановить на этих выборах!
Я предлагаю вам историю пребывания евреев в Газе и пусть потом никто не посмеет вам врать, что Газа не наша земля и она ничего не значит для еврейского народа.
ЕВРЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ ГАЗЫ
Евреи под предводительством Йонатана Хасмонея (родной брат Иегуды Маккавея) восстановили своё правление в Газе в 145 году до н.э. Впрочем, в 61-м году до н.э. римский наместник Габиний изгнал евреев из Газы. Однако еврейская община здесь, ещё при римлянах, быстро восстановилась и разрослась.
Один из наиболее древних и по сей день сохранившихся архитектурных памятников, подтверждающих еврейское присутствие в Газе, - развалины древней синагоги с великолепным мозаичным полом. Эта синагога построена в первом десятилетии 6-го века, в период римско-византийского правления. В 7-м веке почти вся Газа, в том числе и синагога, была разрушена арабами.
Вновь возродилась еврейская община после первого исламского завоевания (8-й век). В Газе функционировали еврейские учебные заведения - иешивы и Дома изучения Торы (батей мидраш).
Газа постоянно страдала от многочисленных войн, которые вели между собой мусульмане. В 1099 году Эрец Исраэль захватили крестоносцы. Когда они вошли в Газу, город был разрушен и опустошён - перед вторжением крестоносцев евреи Газы бежали в Ашкелон, который не попал в руки захватчиков.
Вино в стеклянном флаконе
В период правления мамлюков Газа изменилась. Из сонной деревушки, которой она была при крестоносцах, она превратилась в оживлённый торговый город, главный порт всей южной части страны. О жизни евреев в Газе в эти годы часто вспоминали и еврейские и нееврейские путешественники.
Пожалуй, один из самых интересных исторических документов тех лет - книга еврейского путешественника, банкира из Флоренции, раби Мешулама из Волторы, который попал в Газу в 1481 году. Он, в частности, пишет: "Аза, или - Газа, как ее называют ишмаэлиты, имеет плодородную землю, и местные жители выращивают здесь отборные плоды. Там отличный хлеб и прекрасное вино, которое делают евреи. Всего там - шестьдесят еврейских домов. На холме стоит дом Далилы, в котором когда-то жил легендарный герой Самсон. Поблизости от того места расположен двор, который он разрушил благодаря своей несказанной силе:'.
А вот ещё одно интересное описание из той же книги: "У них есть маленькая красивая синагога, виноградники, дома, и они уже приступили к изготовлению нового вина". Скорее всего, виноделием занимались только евреи. Ведь мусульманам пить вино запрещается.
Многие путешественники упоминают холм, на котором находится дом Далилы. Интересно отметить, что и сегодня возвышенную часть города Газа арабы называют - "Харат аль Иехуд" (еврейский квартал).
После изгнания евреев из Испании в 1492 году, многие нашли прибежище в Израиле, и часть из них поселилась в Газе. Среди испанских беженцев, осевших в Газе, были семеро братьев Кастиль. Эта семья жила в Газе на протяжении многих поколений. И вот, спустя 480 лет, один из их потомков, генерал-лейтенант Йосеф Кастиль, занял должность командующего военным округом Газы.
Поэт - главный раввин
В начале семнадцатого века, главным раввином Газы был рабби Исраэль бен Моше Наджара, поэт и знаток Торы. Во многих городах Израиля сегодня есть улицы, которые носят его имя. Перу раби Наджары принадлежит гимн "Йа рибон" - его поют за субботней трапезой во всех общинах Израиля. Раби Исраэль бен Моше Наджара умер в 1625 году и похоронен в Газе. Преемником на посту главного раввина Газы стал его сын.
Одним из выдающихся выходцев еврейской общины в Газе был Натан Биньямин Бен Элиша Хаим Ашкенази, известный как "Натан из Газы". Он занимался изучением Каббалы и прославился тем, что умел "видеть душу человека" и исцелять душевнобольных. Его имя стало известно далеко за пределами Газы.
Наполеон и эпидемия чумы
В феврале 1799 года армия Наполеона вышла из северного Синая на восток и две недели спустя осадила Газу. Более трёх месяцев солдаты Наполеона бесчинствовали в Газе, разворовывая и разрушая город. В итоге в разорённой Газе вспыхнула эпидемия чумы, и евреи были вынуждены спасать свои жизни бегством. Многие из них нашли прибежище в Иерусалиме и Хевроне.
Трудно назвать точную дату, когда евреи вновь вернулись в Газу. Мнения по этому поводу разделились. Так, известный востоковед Ицхак Бен Цви (в 50-х - президент Израиля) пишет, что евреи возвратились в Газу между 1870 и 1872 годами. А Иехиэль Бриль, редактор первой на Земле Израиля газеты 'А-Леванон' (на иврите), посетил Газу в 1883 году и упомянул, что еврейское присутствие в городе возобновилось лишь к 1882 году.
Зерна Высоцкого
В 1885 году Газу посетил Зеев Клонимус Высоцкий - один из лидеров российского движения "Ховевей Цион", знаменитый торговец чаем, чье имя и сегодня можно прочесть на чайных этикетках. Высоцкий много путешествовал по Израилю, помогал евреям, чем мог, и обещал дальнейшее содействие. Он увидел, что сельское хозяйство в Израиле недостаточно развито и не готово прокормить новых иммигрантов из России, приезжавших в Израиль с первой волной алии. Высоцкий выдвинул революционную по тем временам идею: создать сеть еврейских поселений городского типа. Высоцкий выступил со своим проектом перед видными общественными еврейскими деятелями Яффо и Иерусалима. На первой стадии его осуществления было решено основать еврейские поселения в Шхеме, Лоде и Газе.
Поселение в Газе стало самым многочисленным из трех. Еврейскую общину здесь возглавили Авраам Хаим Шалош и знаток Торы Нисим Элькаям, сын раввина Моше Элькаяма. К концу 1886 года в этом поселении проживали уже более тридцати еврейских семей.
В 1914 году началась Первая мировая война. Евреев из Газы снова изгнали. На этот раз - турки. Однако по окончании войны, в начале 1919 года, еврейское присутствие в Газе стало постепенно восстанавливаться. Первым в Газе поселился мельник по имени Элиэзер Марголин. Он приобрел немецкую мельницу, которая простаивала в Газе, отремонтировал ее и приступил к работе. Нисим Элькаям, возглавлявший еврейскую общину до изгнания, тоже вернулся в Газу. Но на этот раз еврейское население Газы увеличивалось медленно...
Отношения с арабами
С возобновлением еврейского присутствия в городе начала действовать еврейская школа, которую назвали "Шимшон". Даже во времена ее расцвета в ней училось не более 14 учеников. Еврейское население занималось в основном ремеслами - эта продукция пользовалась спросом и в еврейской и в арабской среде.
Евреи мирно соседствовали с арабами, поддерживая с ними дружеские отношения. Но внезапно все переменилось.
События 1929 года в Газе
Субботним утром 18 числа еврейского месяца ав, на следующий день после погромов в Хевроне, к Нисиму Элькаяму пришел приятель-араб и предупредил: напряжение в городе нарастает, евреям грозит опасность. Нисим мгновенно оценил ситуацию. И, решив собрать всех евреев в здании местной гостиницы, поручил своему сыну оповестить сограждан о надвигающейся угрозе. Однако многие евреи, к сожалению, сочли, что предостережение Нисима - излишняя "перестраховка". Они не допускали даже сомнений в том, что "добрых соседей арабы не обидят":
Вскоре, в ту же субботу днем, евреи собрались в здании гостиницы. Для охраны им выделили пять британских солдат. На следующее утро, в воскресенье, толпа арабов, вооруженных мечами и камнями, с криками "Смерть евреям!" окружила гостиницу. В воздухе засвистели камни. Напуганные британские охранники разбежались. На посту остался лишь один из них. Но что он мог сделать против разъяренной оравы?
Когда толпа оказалась уже на самом пороге, Давид Гашури, у которого было разрешение на ношение оружия, выстрелил в воздух. Арабы отступили. Но жена Гашури, опасаясь, что у ее мужа будут неприятности, выхватила у него пистолет и спрятала... Тем временем группа арабов прорвалась в одно из помещений гостиницы, где укрылись несколько евреев, в том числе - местный аптекарь. Аптекарь не растерялся и плеснул в лицо арабам серную кислоту. Те с визгом выбежали вон...
Срочная эвакуация
Британскому руководству легче было эвакуировать евреев из Газы, чем бороться с арабами. Они приняли решение поездом переправить евреев в северные районы страны. К гостинице подали грузовики, чтобы доставить евреев к вокзалу. Арабы воспользовались подвернувшейся возможностью и напали на грузовики. Отбили евреев с трудом. В четыре утра беженцев погрузили в поезд, следовавший сначала в Лод, затем - в Тель Авив.
Так еврейская община Газы прекратила свое существование - на день позже еврейской общины Хеврона.
От Кфар Даром к Дир Эль Балах и обратно
Во времена Талмуда практически весь северный Негев был заселен евреями. В Талмуде упоминается мудрец Элиэзер бен Ицхак из Кфар Дарома (город в районе Газы). "Даром" - так назывался этот населенный пункт во времена крестоносцев. С годами он был переименован в Дир а-Ром (римский монастырь), а это название, в свою очередь, сократилось до Дир. На более позднем этапе, по всей видимости, в 19-м веке, к слову Дир добавили слово Балах, что в переводе означает - "финик". По сей день в этих местах украшают ландшафт и дают плоды многочисленные финиковые плантации...
Евреям продавали болота
В конце 19-го века еврейское присутствие в Израиле начало восстанавливаться. Внешне арабы как будто бы противились еврейской экспансии. Однако исподтишка продавали евреям земли. Себе, конечно, оставляли самые плодородные участки. Евреям же за полную стоимость отдавали болота.
Единственным на территории Сектора Газы было болото Дир Эль-Балаха. Его приобрел в начале 30-х годов Тувья Зискинд Миллер из Реховота. Он посадил на своем новом участке финиковые пальмы, цитрусовые деревья и вырыл колодец. Через несколько лет, во время интифады 30-х годов, арабы уничтожили плантации, а колодец засыпали. В 1945 году этот участок выкупила еврейская организация "Керен Каемет ле-Исраэль". Интересно, что уже тогда в Израиле существовали территории "А". Так назывались земли, которые, в соответствии с Белой Книгой Макдональда (1939 г.), было запрещено продавать не арабам. "Керен Каемет" опасалась, что арабы дадут Миллеру больше денег, и он продаст землю им. В итоге после длинного и утомительного торга участок все же перешел к Израилю.
На исходе Судного Дня 1946 года сионистские лидеры и командование штаба 'Хаганы' решили в ответ на План Моррисона, согласно которому предлагалось не включать Негев в границы будущей еврейской страны, в течение одной ночи основали здесь одиннадцать еврейских поселений. Одно из них появилось на территории, купленной у Тувьи Миллера. На этом месте вырос религиозный кибуц, названный Кфар Даром - как во времена Талмуда. Киббуц просуществовал полтора года. В 1948 году, во время войны за Независимость, в результате длительной египетской осады по приказу главнокомандующего израильской армией жителям Кфар Дарома пришлось отступить.
После Шестидневной войны, когда Газа вновь перешла к Израилю, восстановление поселения Кфар Даром воспринималось, так же, как восстановление Гуш Эциона. Это было торжество исторической справедливости. Кфар Даром послужил важной стратегической точкой для начала поселенческого движения в Газе.
Хагай Губерман, Еврей. com
|