У меня нет ненависти к арабам (мне чувство ненависти вообще не знакомо!). Более того, я уважаю этот народ.
Меня лечит доктор-араб. В банке стремлюсь пообщаться с красивой пожилой служащей-арабкой. Я доверяю свои тайны адвокату-арабу и мне нравится "мой" водитель такси - араб. А на рынке люблю поторговаться с эмоциональным продавцом-арабом. Мне нравится гостеприимство арабов, вежливость, внимательность, расчетливость. У этого народа много прекрасных черт.
Но я слышу автоматные очереди из арабских поселков, раскинувшихся на окружающих город холмах и мне не нравится их любовь к оружию и частая стрельба.
К чему это я? К тому, что нам сегодня предстоит сложный и тяжелый разговор на тему идентификации палестинцев. Да, уже без кавычек! Сегодня я попытаюсь противоречить сам себе. Прошу понять меня: противоречий во мне нет. Это будет делаться только для того, чтобы показать "обе стороны медали". И на основании рассмотрения темы со всех сторон тебе, мой друг, нужно самостоятельно прийти к какому-то выводу.
Мое личное мнение будет дано в самом конце. Можно с ним и не соглашаться. Как можно не согласиться с прошлым выпуском, хотя там с моей стороны нет ни лжи, ни ошибок. Думаю, что все было прозрачно и понятно.
Тема очень серьезная и объемная по материалам. И мне крайне необходимо не просто перечислить доводы, а открыть их, сопроводить доказательствами и объяснениями.
Друзья, которых я познакомил с материалом, предупредили меня, что я рискую попасть под суд за те обвинения, которые будут выдвинуты в выпуске. Понимая, что они правы и желая обезопасить себя, мне нужно больше места. И потому этой теме будет посвящено два выпуска.
Итак, начинаем с энциклопедического определения этноса, нации и национальности. Очень прошу прочитать эту компиляцию из нескольких словарей внимательно и даже неоднократно.
ЭТНОС - ( греч. Ethnos - народ) устойчивое культурно-историческое объединение людей, сложившееся на основе племенного родства, единства бытовой культуры (включая язык общения, религиозный культ, нормы повседневного поведения и другое), существующей общности территории обитания и обладающее сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований, то есть обладающее самосознанием, фиксированным в самоназвании (этнониме).
Нередко этнос складывается из разноязычных элементов. Для более устойчивого существования этносы стремятся к созданию своей социально-территориальной организации (государства, автономии).
В ходе возникновения и развития этноса под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и других причин, формируются характерные для этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов этноса появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является общее самоназвание - этноним.
Сформировавшийся этнос выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т. д.
НАЦИЯ (лат.) - народ, в обширном значении однородцы, связанные сознанием своего единства, общности происхождения, языка, верований, быта, нравов, обычаев, исторического прошлого и солидарностью социальных и политических интересов настоящего.
Раса, язык или религия не являются существенной принадлежностью нации.
Консолидация нации облегчается наличием этнически родственных племён и народностей. Но это не обязательное условие. Фактически не существует однородных наций. Немало наций, например американские, образовалось не только из различных этнических групп, но и из различных рас. Поэтому нельзя включать в понятие нации расовую общность.
Нация не определяется также религиозными и государственными общностями. Существуют разные нации, исповедующие одну и ту же религию, и, наоборот, существуют нации, части которых исповедуют разные религии. Есть разные нации, живущие в одном государстве (многонациональные государства), и нации, не имеющие (или не имевшие) своей национальной государственности.
Национальность - принадлежность лица к определенному этносу, то есть устойчивой общности людей, характеризующейся особенностями культуры, психологии, традиций; производное от понятия "нация", индивидуальное свойство составляющих ее людей, относящихся к определенной национальной или этнической группе, а также юридическая принадлежность индивида к тому или иному государству.
Попробуем это все осмыслить. Как отличить русского от украинца или белоруса? Как отличить русского из Подольска от русского из Саратова, с Урала или из Сибири? В этом помогает говор, акцент. Предположим: русская семья во времена войны попала в Узбекистан. Там родились дети. Они выросли в Узбекистане. Они - русские. Что их отличит от русских центральной России? Речь и черты характера, присущие узбекам. Может быть, даже и внешность. Но обязательно в этом случае (и во всех предыдущих) будут отличия в культуре. Это присущий нациям фольклор (музыка, песни, танцы, литература), это также определенные черты характера и воспитания. Русский, родившийся и выросший в США уже не будет русским. Он будет американцем, если даже будет говорить по-русски без акцента. Его будет отличать воспитание и самосознание.
Арабы этнически складывались на территории Аравийского полуострова как оседлые арабы и арабы-бедуины. Практически это два этноса, объединенные внешним видом, языком и территорией. При этом различный быт, нравы и обычаи. Ислам, привитый арабам в седьмом веке н.э. и распространявшийся на территории Арабского халифата был и остается главным объединяющим звеном арабского этноса.
Армию арабов-завоевателей в основном составляли племена бедуинов. Война была частью их жизни. Племена в составе армии передвигались со всем своим имуществом и семьями. Захватив какое-то государство и разграбив население, бедуины продолжали свой путь. Но отдельные племена оставались в захваченной стране и продолжали жить в ней. Конечно, они не строили поселений и городов. Следом за армией в эту страну переселялись оседлые арабы. Они захватывали лучшие земли, строили небольшие поселки и занимались примитивным сельским хозяйством.
Подобное произошло и в Эрец-Исраэле. Поэтому страна была пустынной даже через десять веков после появления здесь арабов. Христианское государство крестоносцев (1099 - 1187) и Османская (Оттоманская) империя не внесли никаких изменений в жизнь и облик Палестины. Арабы за прошедшие века заложили только один город - Рамле. Еврейские поселки и города (древнейшие галилейские поселки Пеки'ин и Шефар'ам, города Цфат и Тверия, Хайфа, и, конечно, Иерусалим) развивались, появлялись новые еврейские поселки и города. Арабы-землевладельцы мало интересовались поместьями, которые им принадлежали - они жили в Бейруте, в Дамаске, а земли обрабатывали феллахи. Поэтому развитие региона шло за счет еврейских поселенцев, особенно с 1882 года. Вы помните о первой алие и основании Ришон ле-Циона? Повторяться не буду. Далее вообще перехожу на "телеграфный стиль". Но этот экскурс в историю конца XX века крайне необходим. Необходимо знать, что привело мир к терроризму.
Спор арабских стран за лидерство в войне с Израилем начался в 1948 году. Лидировал в этом Египет. В предвидении будущих войн с Израилем и ради подготовки к ним правительства арабских государств задумали подключить к участию в борьбе с Израилем арабов-беженцев. В 1947-49 годах было организовано бегство арабов с территории Израиля и помещение их в лагеря Ливана, Сирии, Иордании и в секторе Газа.
Война за Независимость окончилась в 1949 году: часть беженцев-арабов была размещена Египтом в секторе Газа. И это был наихудший лагерь, лагерь-тюрьма. Если из лагерей беженцев в Ливане и Иордании некоторые беженцы смогли выехать в арабские страны, то лагерь в Газе не выпускал беженцев и не позволял вернуться в Израиль, в свои дома. Иордания разместила лагеря беженцев на захваченном ею Западном берегу. Арабские страны подключили к проблеме беженцев ООН.
В ходе Синайской компании 1956 года была допущена ошибка: Израиль сохранил лагеря в Газе. В Шестидневной войне (1967год), освободив Западный берег и Восточный Иерусалим, Израиль усугубил свое положение, оставив лагеря беженцев на своей территории и не аннексировав освобожденные территории! Это повторилось в Войне на истощение (1969-1970 годы) и в Войне Судного дня (1973 год).
В январе 1964 года арабские страны (Лига арабских государств) по инициативе Египта проголосовали за создание ООП. И в этом же году египтянин Ясир Арафат становится руководителем боевой организации "палестинцев" - ФАТХ, избравшей своей тактикой террор. В 1969 году Арафат возглавляет ООП. Начинается борьба "за освобождение Палестины". И ведут ее уже "палестинцы", а не арабы. Хотя я должен сказать, что Арафат действовал под умным и осторожным управлением Египта. Иначе зачем было бы Египту беспокоиться об Арафате, ООП и беженцах Газы? Тем более, включать отдельным пунктом палестинский вопрос в мирный договор с Израилем.
В 70-е годы ООП ужесточила террористическую деятельность в борьбе за "освобождение Палестины". В 1973 году Арафат немного изменил формулировку Хартии и согласился на создание автономии "на любой части освобожденной палестинской земли". Формулировка была закреплена в Поэтапном политическом плане ООП (принят в Каире в июне 1974 года). Это дало Арафату международное признание и возможность выступить на 7-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН "с мирным предложением". Вы об этом читали.
Начинается борьба за признание идентификации палестинских арабов как палестинского народа. А "палестинского народа" - за свои права. Войну ООП ведет на трех фронтах: легальными политическими методами в СМИ и в ООН, а также террором против мирного населения Израиля. Арабы и Арафат фактически выигрывают эти войны. И если Шестидневная Война в 1967 года закончилась еще умеренной резолюцией Совета Безопасности ООН 242 и "прибавкой" 500.000 беженцев, то Война Судного дня в 1973 году ознаменовалась Декларацией ООН 338, призывающей к "прочному и справедливому миру на Ближнем Востоке". Естественно, за счет Израиля. Начались переговоры между палестинцами (читай "арабами") и правительством Израиля. Под давлением США, Европы, Египта (в 1977 году президент Египта Анвар Садат выступил в Кнессете с призывом к мирному урегулированию конфликта), палестинского террора и ООН, правительство Израиля постепенно сдает позиции в сторону "процесса мирного урегулирования" по формуле "земля в обмен на мир".
В 1977 году к власти в Израиле приходит правительство Бегина. Поощряется создание новых поселений, в том числе на Западном берегу и в секторе Газы. Анекдотичность ситуации в том, что проводил эту политику министр сельского хозяйства Израиля Ариэль Шарон! Зачем это делалось? Чтобы не отдавать арабам эти территории в будущем! Ай да Шарон! Наступил на свои же грабли! И в это же время ведутся переговоры. Палестинцы выигрывают: в сентябре 1978 года в Кемп-Девиде (США) Египет и Израиль подписывают договор, в котором Израиль дает согласие на ограниченную автономию израильских(?) палестинцев. Имеются в виду лагеря беженцев, находящиеся на территории Израиля! А в марте 1979 года Египет подписывает с Израилем мирный договор, по которому Израиль передал Египту стратегически очень важный для Израиля Синайский полуостров. Хотя это был очень своевременный и хитрый ход египетского президента, за этот мир и дипломатическое признание Израиля Анвар Садат заплатил жизнью - он был убит мусульманскими экстремистами в октябре 1981 года.
В 1987 в секторе Газа началась палестинская интифада. В это время штаб ООП находился в Бейруте и оттуда руководил террором. В ответ на покушение на израильского посла в Лондоне, предпринятое группой Абу Нидаля (за которой числилось убийство 11 спортсменов Израиля на Мюнхенской Олимпиаде в 1991 году), 06.06.1982 Цахал вторгся в Ливан. Целью операции "Мир Галилее" было уничтожение баз палестинских террористов и изгнание ООП с территории Ливана (штаб ООП после этого переместился в Тунис). Руководство операцией осуществлял министр обороны Израиля Ариэль Шарон. Он и пострадал за резню в лагерях палестинских беженцев Сабра и Шатила, которую устроили ливанские фалангисты в ответ на убийство палестинцами их руководителя. В результате интифады погибло немало израильтян и еще больше палестинцев. Она длилась до 1993 года.
В ноябре 1988 года "Палестинское правительство в изгнании" (Национальный Совет ООП) в Алжире вынесло решение о разрешении конфликта на основе резолюции ООН 181 от 1947 года (о разделении оставшейся территории Палестины), а также осудило терроризм и призвало к мирным переговорам и урегулированию на основе резолюции 242 СБ ООН и декларации ООН 338.
Требование арабов: Израиль должен вернуться в границы, выделенные ООН при его образовании (границы 1967 года). США начинают диалог с ООП. Но Израиль пока не соглашается на контакты с террористами. Теракты продолжаются.
Наконец 30 октября 1991 года состоялась конференция в Мадриде. США приняла "небольшие" предупредительные меры: были заблокированы кредитные гарантии Израилю на 10 млрд. долларов. Израиль был вынужден идти на уступки. Проиграл Израиль, проиграли и США. Хотя пока об этом, судя по действиям Дж. Буша, США не догадываются.
В мае 1992 в Израиле приходит к власти Ицхак Рабин. Начинается лихорадочная деятельность по поискам мира с палестинцами. ООП "перестает быть" террористической организацией. И государство Израиль проигрывает снова: в январе 1993 года в Осло ООП согласилась признать Израиль в обмен на (записано!) "прекращение израильской оккупации палестинской земли". В Вашингтоне на лужайке перед Белым Домом Ицхак Рабин пожал руку убийце Ясиру Арафату и была подписана декларация принципов "мирного урегулирования". 4 мая 1994 в Каире Израиль и ООП (государство и террористическая организация!) достигли согласия о начале претворения в жизнь принципов Декларации 1993 года. Израиль обязался вывести свои войска из сектора Газа и города Иерихон на Западном берегу.
И опять Израиль проиграл, но уже "по крупному": в соглашение было включено решение о создании палестинского государства, признание необходимости согласования статуса Иерусалима, столицы Израиля, признания необходимости решения вопроса о выводе еврейских поселений "c оккупированных территорий" и признание необходимости о решении судьбы 3,5 миллионов (!) беженцев. Это - не просто поражение. Это - полный разгром.
Палестинский Герой Ясир Арафат с триумфом вернулся в Газу, встречаемый толпами восторженных палестинцев. В январе 1996 года он был избран Главой Палестинской Автономии. Мы можем не сомневаться в том, что терроризм против граждан Израиля продолжался, еще более усилившийся с началом второй интифады "Аль-Акса", что Осло-II стоило премьеру Ицхаку Рабину жизни: это все уже не важно.
Важно то, что многие ошиблись. Прости меня, уважаемый Джозеф Фара - ты ошибся! Простите, историки и политики Израиля и прогрессивного человечества - и вы ошиблись! Простите меня, многие жители Эрец-Исраэля, России, США и Европы, которые были уверены, что нации палестинцев не существует. Я должен вас огорчить: нация (народ) палестинцев существует. И предъявляет свои права на то, что им не принадлежит. Но они, палестинцы, создали свою историю, имеют общую веру и свою общность в чувстве ненависти к евреям, стремлении уничтожить их, в стремлении освободить свою землю Палестину от реки и до моря.
Последнее обновление: 23 апреля 2007 года
|